Олег Иванович Скрипочка: биография. © Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос Опыт космических полетов

Олег Скрипочка родился 24 декабря 1969 года в городе Невинномысск, Ставропольский край. Мальчик вырос в семье военнослужащего. Учился в школах Петропавловска­ Камчатского и Запорожья. В 1987 году окончил среднюю школу № 28 с физико­-математическим уклоном. Во время учебы в школе занимался в Запорожском экспериментальном отряде юных космонавтов имени Владимира Комарова. Имеет первый разряд по парашютному спорту.

В 1993 году окончил Московский государственный технический университет имени Николая Баумана по специальности «Летательные аппараты», факультет энергомашиностроения в городе Королев, получил квалификацию «инженера­-механика».

Приказом генерального директора Российского Космического Агентства 14 октября 1997 года назначен на должность кандидата в космонавты - ­испытатели отряда космонавтов Ракетно Космического Комплекса «Энергия».

В период с 16 января 1998 по 26 ноября 1999 года проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовке космонавтов имени Юрия Гагарина и успешно сдал все экзамены.

Межведомственной комиссией 17 сентября 2010 года утвержден в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМА-М». Через четыре дня, 21 сентября 2010 года назначение подтверждено на заседании коллегии Федерального космического агентства.

Свой первый полет в космос Олег Скрипочка совершил в качестве бортинженера космического корабля «Союз ТМА­М» и члена 25-­й и 26-­й основных экспедиций на Международную Космическую Станцию с 7 октября 2010 года по 16 марта 2011 года. Стартовал вместе с Александром Калери и Скоттом Келли. Продолжительность полета составила 159 суток 8 часов 43 минуты 5 секунд. Во время полета совершил три выхода в открытый космос продолжительностью 16 часов 39 минут.

Указом Президента Российской Федерации № 432 от 12 апреля 2011 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции, космонавту­ испытателю ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени Сергея Королева» Скрипочке Олегу Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда».

На заседании Главной медицинской комиссии в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина 9 февраля 2016 года Олег Иванович признан годным к космическому полету в качестве бортинженера основного экипажа корабля Союз ТМА-20М.

Затем, 24 февраля 2016 года Скрипочка начал прохождение комплексных тренировок в качестве бортинженера основного экипажа корабля вместе с командиром корабля Алексеем Овчининым и бортиженером Джеффри Уилльямсом. В этот день состоялась экзаменационная тренировка на российском сегменте МКС.

Далее экипаж сдал зачетную тренировку на тренажере ТПК «Союз ТМА-М». Через три недели, 17 марта 2016 года по итогам заседания Государственной комиссии, состоявшегося на 17-й площадке Центра подготовки космонавтов на Байконуре, Олег Иванович утвержден в качестве бортинженера основного экипажа ТПК «Союз ТМА-20М».

Второй полет стартовал 18 марта 2016 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-20М» вместе с командиром корабля Алексеем Овчининым и бортиженером Джеффри Уилльямсом. Через полгода, 6 сентября корабль «Союз ТМА-20М» расстыковался с малым исследовательским модулем «Поиск» МКС. На следующий день, 7 сентября 2016 года спускаемый аппарат ТПК «Союз ТМА-20М» приземлился в 147 км юго-восточнее города Джезказган в Казахстане. Продолжительность полета составила 172 суток 03 часа 46 минут 57 секунд.

В середине декабря 2018 года подтверждено назначение Олега Скрипочки в экипаж стартующего осенью 2019 года корабля «Союз МС-15». По словам источника агентства в ракетно-космической отрасли, в феврале 2020 года Олег Иванович должен будет принять командование МКС от астронавта Европейского Космического Агентства Луки Пармитано.

Награды Олега Скрипочки

Герой Российской Федерации и Летчик-космонавт Российской Федерации (12 апреля 2011 года) - за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (16 сентября 2017 года) - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции

Почетный гражданин города Запорожье - за повышение статуса города Запорожье в мире, значительный личный вклад в укрепление международного сотрудничества в космической сфере, учитывая его заслуги в развитии космонавтики

Космонавт: Скрипочка Олег Иванович (2412.1969 г.)

  • 107-й космонавт России (519-й в мире)
  • Длительность полета (2010 г.): 159 суток 08 часов 43 минуты 10 секунд

В 24 декабря 1969 появился на свет будущий космонавт Олег Иванович Скрипочка. Его родным городом является Невинномысск, который входит в состав Ставропольского края. За свою юность успел поучиться не только в местной школе, но еще и в школе города Петропавловска-Камчатского, после чего поступил в запорожскую физико-математическую школу, которую окончил в 1987-м году. Еще во время школы Олег начал увлекаться космонавтикой, поэтому был членом экспериментально созданного отряда юных космонавтов, где слушал лекции и проходил физические тренировки.

В том же году Олег Скрипочка поступил на факультет энергомашиностроения МВТУ им. Н.Э.Баумана, который располагается в городе Королев (тогда Калининград). Вместе с этим будущий космонавт Скрипочка устроился на практику слесарем, позже техником, в ракетно-космическую организацию «Энергия». В 1993-м году Олег Иванович оканчивает университет и получает квалификацию инженера-механика в направление «летательные аппараты». После завершения обучения продолжает работать в НПО, где занимался оборудованием для подготовки грузовых транспортных кораблей и разработкой разгонных блоков ракет.

Космическая подготовка

В 1997-м году Олег Скрипочка был зачислен в отряд космонавтов от организации «Энергия». 1-го декабря 1999-го года, пройдя ряд медкомиссий и специальную подготовку (совершил более 200 парашютных прыжков), успешно сдал все экзамены и получил звание «космонавт-испытатель». В дальнейшей подготовке космонавта были такие тренировки как посадка спускаемого аппарата в море (Севастополь) и двухсуточное испытание на выживание в лесу, на случай аварийной посадки корабля в безлюдном месте. Участвовал в подготовках к ряду космических миссий, в основном экспедиций на МКС, пока 21-го сентября 2010-го года не был окончательно назначен бортовым инженером в экипаж КК «Союз ТМА-М».

Первый полет

7-го октября 2010-го года экипаж корабля «Союз ТМА-М» стартовал с Байконура, а спустя три дня уже пристыковался к космической станции. Помимо ряда технических и научных работ на борту МКС, космонавт Скрипочка выполнил три выхода в открытый космос. Общее время пребывания в космическом пространстве составило 16 часов и 39 минут. За этот период космонавты выполнили несколько работ по установке нового оборудования и демонтажа устаревшего. Пробыв на МКС более 150-ти суток, бортовой инженер Скрипочка совместно с экипажем КК «Союз ТМА-М» 16-го марта 2011-го года отстыковался от станции и спустя четыре часа, совершив мягкую посадку, был обнаружен немного севернее г. Аркалык, Казахстан.

Второй полет

Следующие пять лет космонавт Скрипочка проходил подготовки для нескольких космических миссий на МКС. За это время он также участвовал в зимней тренировке по выживанию в лесисто-болотистой местности, в случае аварийной посадки корабля. 17 марта 2016-го года Олег Иванович Скрипочка был окончательно утвержден бортовым инженером в состав экипажа корабля «Союз ТМА-20М». Уже на следующий день корабль с Олегом Ивановичем на борту выполнил старт. С 19-го марта 2016-го года космонавт и Герой Российской Федерации Олег Скрипочка перебывает на

Космонавты МКС

СКРИПОЧКА ОЛЕГ ИВАНОВИЧ

Герой Российской Федерации,

космонавт-испытатель РОСКОСМОСА

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 107-й космонавт России/516-й мира

ПОЛЕТЫ: 2

НАЛЕТ: 331 сутки

ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 3

СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 16 час. 39 мин

ОБРАЗОВАНИЕ:

    в 1987 году - окончил среднюю школу № 28 с физико-математическим уклоном в г. Запорожье.

    в 1993 году - окончил Государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Баумана) по специальности «Ракетостроение» с присвоением квалификации «инженер-механик».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

    в период с 1987 года по 1991 год - работал на должностях испытателя кабелей и специальной аппаратуры, слесаря-испытателя изделий в НПО «Энергия» (сейчас РКК «Энергия» имени С.П. Королёва);

    с 1991 года по 1993 год - в проектном отделе в качестве техника;

    с 1993 года по 1996 год - инженером в проектном отделе по разработке грузовых и транспортных кораблей;

    с 1996 года по 1997 год - в отделе по разработке и эксплуатации наземного оборудования в НПО «Энергия».

ДАТА ПРИХОДА В ОТРЯД (№ НАБОРА, ДАТА):

    в июле 1997 года решением Государственной межведомственной комиссии был отобран в отряд космонавтов РКК «Энергия»;

    в период с декабря 1997 года по ноябрь 1999 года - проходил курс общекосмической подготовки в РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина;

    в декабре 1999 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

КЛАССНОСТЬ: имеет 1-й разряд по парашютному спорту, выполнил более 300 прыжков с парашютом.

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

    с января 2000 года - проходил подготовку в составе группы космонавтов-испытателей для полетов на МКС;

    в декабре 2002 года - был назначен бортинженером дублирующего экипажа 6-й российской экспедиций посещения МКС (экипаж МКС-ЭП6). Однако после катастрофы шаттла «Колумбия» экипаж был расформирован в связи с отменой российской экспедиции посещения;

    с апреля 2007 года по апрель 2008 года - проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-17 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС;

    с августа 2008 года по октябрь 2010 года - готовился в составе основного экипажа МКС-25/26 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС;

    с сентября 2013 года - проходит подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-45/46/ЭП-18 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС и в составе основного экипажа МКС-47/48 в качестве бортинженера ТПК «Союз МС»/«Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.

ОПЫТ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ:

1 космический полет совершил с 8 октября 2010 г. по 16 марта 2011 г. в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-01М» и бортинженера МКС-25/26 вместе с космонавтом А.Ю. Калери и астронавтом С. Келли. В ходе полета выполнил три выхода в открытый космос общей продолжительностью 16 часов 39 минут. Продолжительность полета: 159 суток 08 часов 43 минут 05 секунд. Позывной: «Ингул-2».

2 космический полет выполнил с 19 марта по 7 сентября 2016 г. в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-20М» и бортинженера МКС-47/48. Продолжительность полета составила 172 суток.

НАГРАДЫ:

    в 2011 году присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» и почетного звания «Летчик-космонавт РФ»;

    ведомственные награды Роскосмоса: знак Гагарина,

    знак «За содействие космической деятельности».

СТАТУС НА ТЕКУЩЕЕ ВРЕМЯ: с 2011 г. - космонавт-испытатель отряда космонавтов РОСКОСМОСА.



С крипочка Олег Иванович – лётчик-космонавт РФ, 107-й космонавт России и 519-й космонавт мира, космонавт-испытатель ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королёва».

Родился 24 декабря 1969 года в городе Невинномысск Ставропольского края в семье военнослужащего. Русский. Учился в школах Петропавловска-Камчатского и Запорожья. В 1987 году окончил среднюю школу № 28 с физико-математическим уклоном в Запорожье. Во время учёбы в школе занимался в Запорожском экспериментальном отряде юных космонавтов имени В.М.Комарова. Имеет 1-й разряд по парашютному спорту (к моменту зачисления на должность космонавта-испытателя выполнил более 200 прыжков).

В 1993 году окончил Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (МГТУ) по специальности «Летательные аппараты» (факультет энергомашиностроения в городе Королёв), получил квалификацию инженера-механика. В 1987-1993 годах одновременно с учёбой в МГТУ проходил постоянную производственную практику в НПО «Энергия» (ныне – ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королёва»). В 1987-1990 годах работал слесарем-испытателем. С декабря 1990 года техник, с августа 1993 года инженер 103-го (проектного) отдела НПО «Энергия». С июня 1996 года до зачисления в отряд космонавтов работал инженером 125-го отдела, который занимался разработкой и эксплуатацией наземного оборудования для подготовки транспортных, транспортно-грузовых кораблей и разгонных блоков ДМ.

Прошёл медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) и был признан годным к специальным тренировкам. 28 июля 1997 года на заседании Государственной межведомственной комиссии (ГМВК) был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов РКК «Энергия». 14 октября 1997 года приказом генерального директора РКА был назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда космонавтов РКК «Энергия». С 16 января 1998 по 26 ноября 1999 года проходил общекосмическую подготовку (ОПК) в Центре подготовке космонавтов имени Ю.А.Гагарина и успешно сдал все экзамены. 1 декабря 1999 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель», а 9 февраля 2000 года он был назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов РКК «Энергия» в 291-й отдел.

С 7 февраля 2000 года проходил подготовку в РГНИИ ЦПК в составе группы космонавтов по программе МКС. В начале декабря 2002 года совместным решением РГНИИ ЦПК, РКК «Энергия» и ИМБП был назначен бортинженером во второй (дублирующий) экипаж 6-й российской экспедиций посещения МКС (экипаж МКС-ЭП6). Однако после катастрофы шаттла Columbia экипаж был расформирован в связи с отменой российской экспедиции посещения.

В мае 2006 года решением Роскосмоса, ЦПК и РКК «Энергия» в предварительном порядке был назначен в бортинженером ТК в дублирующий экипаж МКС-19, вместе с С.Ш.Шариповым. Однако затем был переведен бортинженером в дублирующий экипаж 17-й экспедиции на МКС. 6 ноября 2007 года на заседании Межведомственной комиссии Роскосмоса по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей и станций был утвержден в качестве дублера бортинженера МКС-17 и ТПК «Союз-ТМА-12», планирующегося к запуску 8 апреля 2008 года. 21 марта 2008 года на заседании коллегии Федерального космического агентства был утвержден в качестве бортинженера дублирующего экипажа МКС и ТПК «Союз-ТМА-12». Во время старта ТПК «Союз-ТМА-12» 8 августа 2008 года был дублером бортинженера корабля.

В период со 2 по 10 июня 2006 года проходил в Севастополе (Украина) тренировки по работе в случае нештатной посадки спускаемого аппарата на воду в составе условного экипажа вместе с Ю.В.Лончаковым и О.Г.Артемьевым. В августе 2007 года в предварительном порядке был назначен в дублирующий экипаж 21-й экспедиции на МКС (МКС-21, до июля 2008 года обозначалась как МКС-20А). Согласно этим планам основной экипаж был должен стартовать на корабле «Союз ТМА-16» в сентябре 2009 года. Однако в июле 2008 года это назначение не было подтверждено. В июле 2008 года появились сообщения о его назначении в основной экипаж 25-й экспедиции на МКС (МКС-25, до июля 2008 года обозначалась как МКС-22А). Согласно планам экипаж основной экспедиции должен стартовать на корабле «Союз ТМА-20» в сентябре 2010 года. 21 сентября 2008 года это назначение было подтверждено в опубликованном пресс-службой Роскосмоса плане полётов на МКС. 21 ноября 2008 года его назначение было официально подтверждено НАСА при объявлении составов экипажей МКС-20 - МКС-26.

В период с 20 января по 2 февраля 2010 года в составе условного экипажа вместе с А.Ю.Калери и Е.И.Тарелкиным участвовал в двухсуточных тренировках на умение выжить в безлюдной местности в случае аварийной посадки спускаемого аппарата. Тренировки проходили в подмосковном лесу. На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года был аттестован в качестве космонавта отряда РКК «Энергия». 14 сентября 2010 года в Центре подготовки космонавтов вместе с А.Ю.Калери и Скоттом Келли (США) сдал предполетную экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. 15 сентября 2010 года экипаж сдал экзаменационную тренировку на тренажере ТДК-7СТ №4 (тренажер корабля «Союза ТМА»). 17 сентября 2010 года Межведомственной комиссией утвержден в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМА-М». 21 сентября 2010 года назначение было подтверждено на заседании коллегии Федерального космического агентства.

Свой первый полёт в космос совершил в качестве бортинженера космического корабля «Союз ТМА-М» и члена 25-й и 26-й основных экспедиций на МКС с 8 октября 2010 года по 16 марта 2010 года. Стартовал вместе с А.Ю.Калери и Скоттом Келли. 10 октября 2010 года «Союз ТМА-М» успешно пристыковался к МКС, а 16 марта 2011 года отстыковался от МКС и в тот же день спускаемый аппарат корабля совершил мягкую посадку на территории Казахстана в 86 км от города Аркалык. Продолжительность полёта составила 159 суток 8 часов 43 минуты 5 секунд. Во время полёта совершил три выхода в открытый космос общей продолжительностью 16 часов 39 минут.

У казом Президента Российской Федерации № 432 от 12 апреля 2011 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции, Скрипочке Олегу Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (16.09.2017), медалями.

Почётный гражданин города Запорожье (5.10.2011, Украина).

Лётчик-космонавт РФ (12.04.2011). Занимался парашютным спортом. К моменту зачисления на должность космонавта-испытателя выполнил более 200 прыжков, к весне 2008 года – более 300.

СКРИПОЧКА Олег Иванович

Герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 107/516
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 1

НАЛЕТ: 159 суток 08 часов 43 минут 05 секунд.

ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 3

СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 16 час. 39 мин

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:

ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1987 году - окончил среднюю школу № 28 с физико-математическим уклоном в г. Запорожье. Во время учебы занимался в Запорожском экспериментальном отряде юных космонавтов им. В.М. Комарова.

в 1993 году - окончил Государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Баумана) по специальности «Летательные аппараты» с присвоением квалификации «инженер-механик».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

в период с 1987 года по 1991 год - проходил постоянную производственную практику на НПО «Энергия» (сейчас РКК «Энергия» имени С.П.Королева») в качестве испытателя, слесаря-испытателя;

с 1991 года по 1993 год - в проектном отделе в качестве техника.

с 1993 года по 1997 год - после окончания МГТУ имени Баумана, работал инженером в РКК «Энергия» имени С.П.Королева в проектном отделе по разработке и эксплуатации транспортных и грузовых кораблей.

ДАТА ПРИХОДА В ОТРЯД (№ НАБОРА, ДАТА):

в июле 1997 года решением Государственной межведомственной комиссии был отобран в отряд космонавтов РКК «Энергия»;

в период с декабря 1997 года по ноябрь 1999 года - прошел курс общекосмической подготовки в РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина;

в декабре 1999 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

КЛАССНОСТЬ:

имеет 1-й разряд по парашютному спорту, выполнил 300 прыжков с парашютом.

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

с января 2000 года - проходил подготовку в составе группы космонавтов-испытателей для полетов на МКС;

в декабре 2002 года - был назначен бортинженером дублирующего экипажа 6-й российской экспедиций посещения МКС (экипаж МКС-ЭП6). Однако после катастрофы шаттла «Колумбия» экипаж был расформирован в связи с отменой российской экспедиции посещения;

с апреля 2007 года по апрель 2008 года - прошел подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-17 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС;

с августа 2008 года - готовился в составе основного экипажа МКС-25/26 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.

СОВЕРШЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ:

07 октября 2010 г. - 16 марта 2011 г. в качестве бортинженер ТПК «Союз ТМА-М», бортинженер МКС-25/26 вместе с космонавтом Калери А.Ю. и астронавтом Келли Скотт Джозеф. В ходе полета выполнил три выхода в открытый космос общей продолжительностью 16 часов 39 минут.

Продолжительность полета: 159суток 08 часов 43 минут 05 секунд. Позывной: «Ингул-2».

«Знак Гагарина» Федерального космического агентства.

СТАТУС НА ТЕКУЩЕЕ ВРЕМЯ:

с 2011 г. - космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса.